Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту

 

 Главным врачам ФБУЗ - центры гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации и на железнодорожном транспорте от 19.06.2013 № 01/6931-13-32

 О мерах по совершенствованию обеспечения качества и безопасности молока и молочной продукции в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проанализировав ситуацию, касающуюся  эффективности федерального государственного санитарно–эпидемиологического надзора  и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей за качеством и безопасностью молока и молочной продукции, отмечает.

Для поддержания нормального функционирования организма  рацион взрослого человека должен включать 25 % молока и молочных продуктов,  детей и подростков — 50 %, детей до года − около 100 %.

С учетом этого Федеральным законом от 03.12.2012 № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» предусмотрено увеличение объема потребления в среднем на одного человека молока и молочных продуктов в пересчете на молоко для трудоспособного населения – 290 кг, пенсионеров – 257,8 кг, детей – 360,7 кг.

Согласно Рекомендациям по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 02.08.2010 № 593н нормы потребления молока и молочных продуктов должны составлять 320 - 340 кг на 1 человека в год.

Вместе с тем, согласно данным Росстата потребление молока и молочных продуктов (в пересчете на молоко) в 2012 году составило только 246 кг на 1 человека.

Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 № 120  в качестве критерия оценки её состояния удельный вес отечественной сельскохозяйственной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка для молока и молочных продуктов должен составлять не менее 90 %.

При этом следует учесть, что в последнее время в зарубежных странах участились случаи возникновения среди населения заболеваний и отравлений от употребления некачественной молочной продукции в условиях недостаточного контроля за её производством и реализацией. Имели место такие факты ввоза на территорию Российской Федерации продукции, создающей потенциальную угрозу здоровья населения или не отвечающей установленным требованиям к её качеству.

В Китайской Народной Республикев сентябре 2008 года зарегистрировано 294 000 случаев мочекаменной болезни у новорожденных в связи с употреблением загрязненных меламином молочных смесей.

В Иркутской области в период с 02.11.2011 по 13.01.2012 зарегистрировано 16 случаев сальмонеллеза среди детей в возрасте до 6 месяцевв результате употребления молочной смеси «Дамил 1» Люкс (Бельгия), содержащей возбудителя SalmonellaOranienburg.

В рисовой каше под торговой маркой «REMEDIA» (Израиль), предназначенной для питания детей старше 4 месяцев, в марте 2012 года обнаружены бактерии Enterobacter Sakazakii, вызывающие кишечные заболевания.

В соответствии с Федеральным законом от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» Роспотребнадзором в 2009 году приостановлен ввоз на территорию Российской Федерации молочной продукции, производства Республики Беларусь, в связи с несоблюдением молокоперерабатывающими предприятиями требований к молоку и молочным продуктам.

В марте 2012 года Роспотребнадзором запрещен ввоз сыров украинских производителей в связи с несоответствием её установленным  указанным Техническим регламентом требованиям по содержанию растительных жиров и отсутствием информации об их наличии на этикетке продукта. Всего на территории Российской Федерации запрещена реализация 43125 кг сыра, выработанного на предприятиях Украины.

В рамках выполнения Федерального закона от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»  Роспотребнадзором проводятся исследования молока и молочной продукции.

За последние 5 лет в стране отмечается стабилизация удельного веса проб пищевых продуктов, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим, и микробиологическим показателям (2012 год - 2,77 % и 4,75 % соответственно).

Наряду с этим доля проб молока и молочных продуктов, не соответствующих нормативам по санитарно-химическим показателям возросла с 2,41 %  в 2008 году до 3,44 % в 2012 году.

В ряде субъектов Российской Федерации доля проб молока и молочной продукции, не отвечающих гигиеническим нормативам, значительно выше среднероссийского уровня.

Так, по микробиологическим показателям удельный вес таких проб составляет 4,75 %, тогда как в Ненецкий АО – 18,23 %, Республике Саха (Якутия) – 11,87 %, Новгородской области – 11,15 %, Карачаево-Черкесской Республике – 11,0 %, г. Москве, Республике Тыва, Магаданской и Архангельской области – 9,2 - 9,9 %;

Удельный вес проб молока и молочных продуктов, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, в среднем по стране составляет 2,77 %, в  Новгородской области – 9,83 %, Республике Ингушетия – 9,3 %, Ярославской области – 8,63 %, Свердловской области – 7,34%, Курганской, Владимирской, Вологодской областях – 6,1  - 6,5 %.

В последнее время участились случаи нарушения требований Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав  потребителей», в том числе по фальсификации молочных продуктов.

 Так, по информации Национального Союза производителей молока в ходе проверок в 2012 году из 252 образцов молока и молочной продукции выявлено 128 нарушений, выявивших наличие жиров немолочного происхождения и недостаточной доли молочного жира в жировой фазе.

В связи с нарушениями технологии производства, санитарных норм и правил на молокоперерабатывающих предприятиях и детских молочных кухнях в стране ежегодно регистрируется среди населения от 2 до 10 вспышек кишечных инфекций, в которых пострадало более 2600 человек, в том числе – 2200 детей.

В 2007 году в Ставропольском крае в период с августа по октябрь были зарегистрированы три вспышки дизентерии в Благодарненском, Георгиевском районах и г.г Кисловодске и Лермонтове, связанные с инфицированной кисломолочной продукцией трех молокоперерабатывающих предприятий края: ОАО «Маслосвродельный завод «Александровский», ООО «Вилия» г. Георгиевска, ОАО «Вита» г. Железноводска.

В 2010 году 2 эпидемических очага, связанные с употреблением молочной продукции были зарегистрированы в Республике Саха (Якутия). Было зарегистрировано 283 случая дизентерии Флекснера, связанных с употреблением продукции ОАО «Якутский гормолзавод».

В августе 2010 года среди жителей Верхневелюйского района Республики Саха (Якутия) было зарегистрировано 47 случаев дизентерии Зоне, связанных с употреблением продукции (сливки, молоко, сорат, бифилюкс) сельскохозяйственного перерабатывающего пищевого кооператива ООО СППК «Чолбон».

За нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителейизъято из оборота 230 тонн молока и молочных продуктов, вынесено более 157 тысяч постановлений о назначении административного наказания в виде административного штрафа на сумму около 455 млн. рублей.

В связи с вышеизложенным, с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав  потребителей» и Федеральным законом от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»  предлагаю:

1. Считать основными направлениями деятельности по обеспечению качества и безопасности молочной продукции:

1.1. Совершенствование законодательной, нормативной и методической базы по контролю за качеством и безопасностью молочной продукции, в том числе гармонизацию с международными требованиями показателей безопасности пищевой продукциина основе фундаментальных исследований в области науки о питании.

1.2. Повышение эффективности системы организации контроля безопасности молочной продукции, включая создание современной технической базы и базы производственных лабораторий молокоперерабатывающих предприятий.

1.3. Развитие базы производственных лабораторий молокоперерабатывающих предприятий и прикладных научных исследований в области качества и безопасности молочной продукции.

2. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту:

2.1. Повысить требовательность к юридическим лицам, осуществляющим производство, транспортировку и реализацию молока и молочной продукции за неукоснительное выполнение установленных санитарно-гигиенических требований.

2.2. Обратиться к  органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по внесению корректив в действующие программы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с целью улучшения снабжения молоком и молочными продуктами, предусмотрев повсеместное внедрение программ  «Школьное молоко».

2.3. Рекомендовать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство (изготовление), хранение, перевозку (транспортирование), реализацию и утилизацию молочной продукции:

2.3.1. Обеспечить неукоснительное соблюдение технологических режимов, санитарно-гигиенических требований, установленных нормативными правовыми актами.

2.3.2. Повысить эффективность производственного контроля за качеством и безопасностью молока и молочных продуктов, оснастить производственные лаборатории современным оборудованием с целью внедрения системы контроля, основанной на принципах ХАССП (в английской транскрипции HACCP- Hazard Analysisand Critical Control Points).

2.3.3. Принять меры по соблюдению требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочных продуктов» с момента его вступления в силу (с 01.07.2013).

2.3.4. В случае выявления молочной продукции, не соответствующей установленным требованиям, незамедлительно принимать меры по её изъятию из оборота и информировать органы Роспотребнадзора.

3. Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора совместно с Федеральным государственным бюджетным учреждением «Научно-исследовательский институт питания» Российской академии медицинских наук (по согласованию):

3.1. Проанализировать объем и эффективность проведения лабораторных исследований молочной продукции учреждениями Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации и по результатам представить в Роспотребнадзор предложения по их оптимизации.

3.2. Осуществлять обучение специалистов лабораторных центров федеральных бюджетных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации и на железнодорожном транспорте по освоению новых методов контроля качества и безопасности молочной продукции.

4. Главным врачам федеральных бюджетных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации и на железнодорожном транспорте в целях обеспечения федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей за качеством и безопасностью молочной продукции:

4.1. Принять дополнительные меры по оснащению современным лабораторным оборудованием, позволяющим осуществлять необходимые исследования молочной продукции, и освоению новых методов контроля её качества и безопасности;

4.2. Обеспечить обучение специалистов лабораторных центров новым методам контроля качества и безопасности молочной продукции.

О результатах проделанной работы доложить в Роспотребнадзор до  01.10.2013 на бумажном и электронном носителях (E-mail: Chikina_LV@gsen.ru).

 

Руководитель Г.Г. Онищенко

По материалам Роспотребнадзора