О мерах по совершенствованию обеспечения качества и безопасности мяса и мясопродуктов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей

Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту

 Главным врачам ФБУЗ - центры гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации и на железнодорожном транспорте

 

Письмо Роспотребнадзора от 04.07.2013 № 01/7619-13-32

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проанализировала ситуацию по эффективности федерального государственного санитарно–эпидемиологического надзора  и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей за качеством и безопасностью мяса и продукции из мяса и отмечает.

Для поддержания нормального функционирования организма  рацион взрослого человека должен включать 50 % мяса и мясопродуктов,  детей и подростков — 60 %.

С учетом этого Федеральным законом от 03.12.2012 № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» предусмотрено увеличение объема потребления в среднем на одного человека мясопродуктов в пересчете на мясопродукты для трудоспособного населения – 58,6 кг, пенсионеров – 54 кг, детей – 44 кг.

Согласно Рекомендациям по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 02.08.2010 № 593н нормы потребления  мяса и мясоподуктов должны составлять 70-75 кг на 1 человека в год,  в том числе: говядина- 25 кг на 1 человека в год,  баранина-1кг на 1 человека в год, свинина-14 кг  на 1 человека в год, птица-30 кг на 1 человека в год.

Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 № 120  в качестве критерия оценки её состояния удельный вес отечественной сельскохозяйственной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка для  мяса и мясопродуктов должен составлять не менее 85 %.

При этом следует учесть, что серьезную тревогу сегодня вызывает бесконтрольное использование новых технологий, медикаментов, пестицидов при выращивании растений и содержании сельскохозяйственных животных, что уже привело к образованию новых высокоустойчивых к антибактериальным препаратам штаммов бактерий, которые способны привести к формированию стойких эпидемических очагов инфекционных заболеваний с тяжелым клиническим течением.

Потенциальная опасность мяса и мясопродуктов в Российской Федерации заключается еще и в специфике отечественного рынка, складывающейся в значительной доли импорта, главным образом, мяса как сырья для мясной промышленности. Сегодня на долю импортного мяса, поступающего в переработку, приходится около 40%.

При этом следует учесть, что в последнее время в зарубежных странах участились случаи возникновения среди населения заболеваний и отравлений от употребления некачественного мяса и мясопродуктов в условиях недостаточного контроля за их производством и реализацией.

В европейских странах участились случаи возникновения заболеваний и отравлений от употребления некачественной пищевой продукции в условиях недостаточного контроля за её производством и реализацией.

Так, в декабре 2008 года в Ирландии и в январе 2010 года в Германии произошло загрязнение мясопродуктов диоксинами вследствие употребления сельскохозяйственными животными кормов, содержащих эти опасные химические соединения.

В период с апреля по июль 2011 года на территории стран Европейского союза был зарегистрирован эпидемический подъем заболеваемости, вызванный энтерогеморрагической кишечной палочкой E.coli0104 – Н4, которая представляет собой высокоустойчивый к антибиотикам реассортант с энтероаггрегативными вариантами кишечной палочки.

За указанный период в европейских странах переболело более 3 тысяч человек, около 50-ти случаев заболеваний закончились летальным исходом. Несмотря на официальное объявление об окончании эпидемии, причины и условия формирования очага нельзя считать установленными, а следовательно сохраняется настороженность в отношении этой опасной инфекции.

В странах Европейского союза в 2013 году расследовались случаи попадания конины в продукцию из говядины, содержащей ветеринарный препарат фенилбутазон.

Выявление пищевой продукции, опасной для здоровья, и регистрация заболеваний, связанных с употреблением в пищу таких продуктов, отмечается

и в других странах, кроме стран Европейского союза.

В сентябре 2011 года в КНР выявленоиспользование на свиноводческих фермах при производстве свинины препарата кленбутерол. Употребление в пищу мяса животных, содержащего данный препарат, негативно сказывается на здоровье человека.

В КНР в мае 2013 года пресечено изготовление и реализация под видом полуфабрикатов из говядины и баранины мясных полуфабрикатов с использованием мяса крыс и лисиц, являющихся природным резервуаром возбудителей ряда опасных инфекционных заболеваний, таких как бешенство, чума, туляремия, тиф, сальмонеллез, лептоспироз и других.

За последние 3 года в стране отмечается стабилизация удельного веса проб пищевых продуктов, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим и микробиологическим показателям (2,77 % и 4,75 % соответственно).

Наряду с этим доля проб мяса и мясопродуктов, не соответствующих нормативам по санитарно-химическими микробиологическим показателямостается высокой в 2012 году - 2,45 % и 4,26 % (2011 год - 2,71 %, 4,45 %) соответственно.

В целях недопущения оборота на потребительском рынке недоброкачественной продукции специалистами управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации в 2012 году вынесено постановлений о запрещении реализации 14255 партий мяса и мясной продукции объемом 113,9 тонн, в том числе импортного 399 партий объемом около 37,2 тонны.   

За нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, вынесено более 157 тысяч постановлений о назначении административного наказания в виде административного штрафа на сумму около 455 млн. рублей.

В связи с вышеизложенным и с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав  потребителей»  предлагаю:

1. Считать основными направлениями деятельности по обеспечению качества и безопасности  мяса и мясопродуктов:

1.1. Совершенствование законодательной, нормативной и методической базы по контролю за качеством и безопасностьюмяса и мясопродуктов, в том числе гармонизацию с международными требованиями показателей безопасности пищевой продукциина основе фундаментальных исследований в области науки о питании.

1.2. Повышение эффективности системы организации контроля безопасности мяса и мясопродуктов, включая создание современной технической базы и производственных лабораторий  на предприятиях мясоперерабатывающей  отрасли.

1.3. Развитие прикладных научных исследований в области качества и безопасности мяса и мясопродуктов.

 2. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту:

2.1. Рекомендовать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство (изготовление), хранение, перевозку (транспортирование), реализацию и утилизацию мяса и мясопродуктов:

2.3.1. Обеспечить неукоснительное соблюдение технологических режимов, санитарно-гигиенических требований, установленных нормативными правовыми актами.

2.3.2. Повысить эффективность производственного контроля за качеством и безопасностью мяса и мясопродуктов, оснастить производственные лаборатории современным оборудованием с целью внедрения системы контроля, основанной на принципах ХАССП (в английской транскрипции HACCP- HazardAnalysisandCriticalControlPoints).

2.3.3. В случае выявления мяса и мясопродуктов, не соответствующих установленным требованиям, незамедлительно принимать меры по их изъятию из оборота и информировать органы Роспотребнадзора.

3. Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора совместно с Федеральным государственным бюджетным учреждением «Научно-исследовательский институт питания» Российской академии медицинских наук (по согласованию):

3.1. Проанализировать объем и эффективность проведения лабораторных исследований мяса и мясопродуктов учреждениями Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации и по результатам представить в Роспотребнадзор предложения по их оптимизации.

3.2. Осуществлять обучение специалистов лабораторных центров федеральных бюджетных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации и на железнодорожном транспорте по освоению новых методов контроля качества и безопасности мяса и мясопродуктов.

4. Главным врачам федеральных бюджетных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации и на железнодорожном транспорте в целях обеспечения федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей за качеством и безопасностью мяса и мясопродуктов:

4.1. Принять дополнительные меры по оснащению современным лабораторным оборудованием, позволяющим осуществлять необходимые исследования мяса и мясопродуктов, и освоению новых методов контроля её качества и безопасности;

4.2. Обеспечить обучение специалистов лабораторных центров новым методам контроля качества и безопасности мяса и мясопродуктов.

Руководитель:  Г.Г. Онищенко

По материалам  Роспотребнадзора