Региональные программы по защите прав потребителей как составляющая часть государственной политики в сфере защиты прав потребителей

Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» закрепляет полномочия и права высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты прав потребителей. Так, статьей 42.1 указанного Закона  установлено, что высший исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации осуществляет мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей и в пределах своих полномочий принимает определенные меры.

Наиболее эффективным способом реализации установленных полномочий в области защиты прав потребителей для всех участников национальной системы защиты прав потребителей является осуществление системных мероприятий в рамках региональных целевых программ по защите прав потребителей.

Разработка комплекса соответствующих мероприятий с точки зрения их первоочередности и значимости именно для конкретного региона позволяет  обеспечить эффективное взаимодействие и сотрудничество их исполнителей – участников системы защиты прав потребителей, которыми являются федеральные органы государственной власти, органыгосударственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и институты гражданского общества, для решения конкретных задач и достижения общей цели – повышения качества и уровня жизни населения в регионе и в целом в стране.

Практика принятия и реализации региональных программ по защите прав потребителей, сложившаяся в настоящее время в Российской Федерации, свидетельствует о необходимости дальнейшего применения и развития заложенного указанными программами принципа организации комплексного, системного подхода к совершенствованию существующих механизмов государственной и общественной защиты потребительских прав граждан на региональном уровне.

В настоящее время региональные программы по защите прав потребителей действуют на территории следующих субъектов Российской Федерации:

1. Белгородская область

Стратегия развития региональной системы защиты прав потребителей в Белгородской области на 2011-2020 годы(утверждена постановлением Правительства Белгородской области от 11.01.2011 № 2-пп);

2. Воронежская область

Целевая программа «Защита прав потребителей в Воронежской области на 2012 – 2014 годы» (утверждена приказом департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области от 30.08.2011 №  109);

3. Новгородская область

Долгосрочная областная целевая программа «Защита прав потребителей в Новгородской области на 2011 - 2013 годы»(утверждена постановлением Администрации области от 07.10.2011 № 514);

4. Ростовская область

Областная долгосрочная целевая программа «Защита прав потребителей в Ростовской области» на 2011 – 2014 годы»(утверждена постановлением Администрации Ростовской области от 12.08.2010 № 113);

5. Кабардино-Балкарская Республика

Республиканская программа «Защита прав потребителей в Кабардино-Балкарской Республике на 2011 - 2015 годы»(утверждена постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 01.06.2011 №158-пп);

6. Костромская область

Областная программа «Качество, безопасность, конкурентоспособность и защита прав потребителей на территории Костромской области на 2010-2014 годы» (утверждена постановлением Администрации Костромской области от 26.04.2010 № 133-а);

7. Республика Татарстан

Долгосрочная целевая программа «Развитие комплексной системы защиты прав потребителей на 2013 – 2015 годы»(утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.09.2012 № 814);

8. Карачаево–Черкесская Республика

Республиканская целевая программа «Защита прав потребителей  в Карачаево-Черкесской Республике на 2013-2017 годы» (утверждена постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 21.09.2012 №384);

9. Ленинградская область

Долгосрочная целевая программа «Развитие системы защиты прав потребителей в Ленинградской области на 2012-2014 годы» (утверждена постановлением Правительства Ленинградской области от 13.09.2012 № 286);

10. Саратовская область

Областная программа «Комплексная система обеспечения защиты прав потребителей в Саратовской области» на 2013-2015 годы (утверждена постановлением Правительства Саратовской области от 13.02.2013 № 60-П);

11. Амурская область

Региональная программа «Защита прав потребителей в Амурской области на 2013 – 2015 годы» (утверждена постановлением Губернатора Амурской области от 20.05.2013 № 230).

Систематически проводимый Роспотребнадзором анализ действующих региональных программ по защите прав потребителей свидетельствует о том, что мобилизуя необходимые ресурсы, они являются эффективным механизмом, способствующим организации и координации деятельности участников национальной системы защиты прав потребителей на субъектовом и муниципальном уровнях.

Организация превентивного подхода, направленного на предупреждение нарушений прав потребителей и применение конкретных мер для достижения поставленных задач совместными усилиями органов власти и общества, осуществляемые в рамках реализации региональных целевых программ, в целом направлены на успешную реализацию государственной политики в данной сфере.

В этой связи, региональные программы по защите прав потребителей являются:

действенным дополнительным ресурсом, направленным на повышение правовых гарантий основных прав граждан (право на просвещение, информацию и др.);

позволяют объединить усилия и полномочия, а также определить порядок взаимодействия всех составляющих национальной системы защиты прав потребителей -  федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов);

служат источником оказания государственной поддержки деятельности общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), реализующих свои полномочия в порядке ст. 45 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»;

обеспечивают оказание доступной правовой помощи потребителям на муниципальном уровне (что в том числе способствует повышению уровня социального обеспечения пожилых людей, инвалидов, лиц с ограниченными возможностями, малоимущих и социально незащищенных слоев населения);

способствуют стабилизации потребительского рынка в регионе, направлены на недопущение и своевременное выявление негативных тенденций в его развитии;

являются составной частью социально-экономической политики региона и способствуют проведению согласованной потребительской политики, созданию условий для экономического развития местных товаропроизводителей, в том числе за счет выпуска качественной и конкурентоспособной продукции, формированию общественного мнения о широких возможностях населения по защите своих прав.

Региональные программы по защите прав потребителей представляют собой достаточно действенный механизм, который в настоящее время имеет особую актуальность в формировании общей стратегии реализации комплекса взаимосвязанных правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий, направленных на продуктивное пресечение нарушений прав потребителей.

Указанное определяет значимость практики реализации региональных программ по защите прав потребителей на уровне субъектов Российской Федерации, как составной части государственной политики в сфере защиты прав потребителей.

Однако вопрос необходимости принятия и реализации указанных программ не всегда находит должное понимание со стороны высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а осознание важности для социально-экономического развития региона программного планирования мероприятий по реализации тех или иных направлений в сфере защиты прав потребителей все еще носит далеко не повсеместный характер.

В целях оптимизации деятельности по разработке, принятию и эффективной реализации региональных программ по защите прав потребителей, обеспечения координации деятельности по дальнейшему формированию и совершенствованию на региональном уровне эффективной системы защиты потребительских прав граждан, в рамках деятельности постоянно действующего совещательного органа Роспотребнадзора - Консультативного совета по защите прав потребителей инициирована разработка методических рекомендательных документов, направленных на создание единообразного подхода к планированию мероприятий, направленных на защиту прав потребителей в регионах. Обсуждение проекта обозначенных методических документов внесено в план работы Консультативного совета по защите прав потребителей Роспотребнадзора на 2 полугодие 2013 года.

По материалам Роспотребнадзора http://rospotrebnadzor.ru/news